Справочник - справочная сеть
вернуться на гравнуюкарта сайтасправочник PDA версия
Для того, чтобы выбрать другой город - нажмите здесь
 Поиск по сети:
 
              по сети

Справочник предприятий 

 Недвижимость
и цены
 Валюта  19.01.2017 | USD ЦБ = 27.98 | EUR ЦБ = 40.44
 отдам получу

Снять квартиру    Аптеки    гостиницы Москвы    Заказ такси    Кино    Автомобили    Службы спасения    Компьютеры    Клубы    Театр    Бухгалтерские услуги    Детские вещи    Парикмахерские    Создание сайтов    Мебель    Обучение за рубежом    Храмы    Карта метро    Карта Москвы    Оформить КАСКО    полюсы ОСАГО    промышленность   



Храмы и соборы

смотри:
распечатать

Иконы Матери Божьей (3 часть)

Показать друзьям...
Иконы Матери Божьей (3 часть)
 Фото: Казанская икона Божией Матери
Елеуса (греч. — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье.

Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимымые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших и др.

К сокращенному, оплечному варианту Елеусы (в большинстве случаев изображение Богородицы поясное) относится Корсунская икона. В византийской стенной росписи также можно встретить ростовые изображения Богородицы, близкие типу Елеусы.

Разновидностью икон Богородицы Елеусы считают иконографический тип «Взыграние Младенца», особенностью которой является касание ручкой Младенца лика Богородицы. К данному типу относятся такие иконы, как: Киккская (Киккотисса) или Яхромская.

Кроме того, эпитеты «Елеуса» или «Умиление» изредка могут присваиваться разнородным изображениям, отличным от описанных выше иконографических схем.

Казанская икона Божией Матери

После пожара в Казани в 1579, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне Онучиной явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте действительно была найдена икона.

День явления Казанской иконы — 8 июля по Юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней, а после и игуменьей которого стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа).

Уже в XIX не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в казанском Богородицком монастыре.

29 июня 1904 из Богородицкого монастыря икона была похищена. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин 28 лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также, что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

Чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления в храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

Уже в 1579 список с Казанской иконы отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). Позже Пётр I эту чудотворную икону перенёс в Петербург, где был выстроен Казанский собор. Икона перенесена в собор в 1811 году.

Будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский, в 1594, будучи митрополитом Казанским, составил Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани.

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву, видимо, ополчением из Казани в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611. Осенью 1612 ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сем событии было установлено сначала местное, а потом всероссийское празднование иконе 22 октября.

Икона, бывшая с ополчением, спустя некоторое время была помещена в собор во имя Казанской Божией Матери на Красной площади. После разрушения собора почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский, что в Елохове, собор Москвы.

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:

«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой во всероссийском масштабе; к началу XX по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

В половине XX века получил распространение рассказ, Казанская икона Божией Матери: явление во граде Казани, установление престольного праздника в Святой Земле и современные мифы, связывающий икону с митрополитом Гор Ливанских Илиёй и её особой ролью в Великой Отечественной войне.

В 2004 дипломатия Ватикана предприняла попытку добиться согласия Московсого Патриархата на приезд Папы Иоанна Павла II в Россию, используя в качестве удобного предлога его предложение передать в дар Русской Церкви некий Казанский образ, хранившийся в личных покоях Папы с марта 1993, неясного происхождения.

Московская Патриархия предприняла усилия к тому, чтобы по возможности снизить значение планируемого акта; в результате «Ватиканская» икона была доставлена в Москву делегацией во главе с кардиналом Вальтером Каспером и 28 августа 2004 в Успенском соборе Московского Кремля преподнесена Патриарху Алексию II, который поместил её в своей резиденции.

Предполагаемая доставка образа в Казань вызвала протесты со стороны некоторых националистических татарских организаций, в частности, Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), президиум которого обратился с открытым письмом к понтифику Римско-Католической Церкви, где говорилось, что вокруг иконы «раздуваются сомнительные страсти».

Находясь в июле 2005 с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии: икона была помещена в Крестовоздвиженском храме б. Богородицкого монастыря.

Калужская икона Божией Матери

Калужская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. Считается покровительницей Калуги и Калужской земли.

Празднование в честь Калужской иконы совершается 4 раза в год (по юлианскому календарю):

18 июля — в память избавления от холеры (1898 год);
2 сентября — в память избавления Калуги от чумы (1771 год);
12 октября — в память избавления Калужской земли от французов (1812 год)
в первое воскресенье Петрова поста.

Явление чудотворной иконы случилось в 1748 году в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тиньково (ныне Жуковский район Калужской области). Во время уборки на чердаке служанки обнаружили большой свёрток холста, на котором была изображена женщина в тёмном одеянии с книгой в руках. Одна девушка приняла его за изображение монахини и показала второй, Евдокии, пригрозив ей гневом игуменьи за нерадивость и сквернословие, на что та, плюнув на образ, сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» — и тотчас же упала, разбитая параличом, не в силах пошевелиться. Служанка рассказала обо всём помещику, который приказал перенести Евдокию в родительский дом и положить под иконы. В ту ночь родителям девушки явилась Богородица и сообщила: «Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите об этом священникам и вместе с ними помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочьваша исцелится» . Родители сделали так, как велела Матерь Божия, и Евдокия исцелилась, принеся покаяние. Икона была вставлена в раму, помещена на почётное место в барском доме.

Вскоре в том же доме слуга Прохор, долгое время страдавший глухотой, трижды видел во сне Богородицу, которая наказала ему усердно молиться перед иконой. Он так и сделал, после чего заснул на двое суток, а проснувшись, обнаружил, что здоров.

Единственная дочь помещика Евдокия тяжело заболела. Ночью ей явилась Пречистая, сказав: «Молись пред этою иконой — и получишь исцеление». Евдокия рассказала о сне родителям, и они все вместе молились и девушка исцелилась.

После этих чудодейственных событий икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужка (Калуженка).

В 1771 году в Калуге и окрестностях свирепствовала моровая язва. Жители города просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из Калужки в город чудотворную икону. С иконой в течение трёх дней обходили все улицы Калуги, служили всенародный молебен. Чума прекратиласью В память о чудсном избавлении было установлено ежегодное празднование иконе 15 сентября с крестным ходом вокруг города.

В 1812 году во время Отечественной войны икона была перенесена в город Ефремов. В конце октября после сражений под Тарутиным и Малоярославцем наполеоновское войско, отступая, направилось в сторону Калуги, но неожиданно свернули на Гжатск (ныне город Гагарин), окрестности которого были сильно разорены ими же во время наступления. Пленные позже рассказывали, что не раз им являлось видение Божией Матери. Видения каждый раз сопровождались победами русских войск. Об этом было доложено Александру I, император распорядился с благословления Святейшего Синода установить ежегодное празднование Калужской иконе 25 октября с крестным ходом вокруг города.

28 августа 1868 года опасно заболел Оптинский старец Амвросий (Гренков). Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону. Чудотворную икону доставили в монастырь. В кельях старца был отслужен молебен с акафистом Пресвятой Богородице. После молитв старец Амвросий выздоровел. В летописях Оптиной пустыни также говорится, что икону ежегодно приносили из Калуги, и совершалась торжественная служба.

В 1899 году молитвами иконе была исцелена жена коллежского асессора из Боровска. С позволения епископа Калужского и Боровского Макария икона была принесена впервые в город. На городской площади было совершено торжественное молебствие.

После революции икона была спасена от богоборцев. Она хранилась в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. При участии Патриарха Алексия II святыня была возвращена городу. Список с иконы был торжественно передан и хранится Свято-Георгиевском кафедральном соборе.

Лиддская икона Божией Матери

Лиддская икона Божией Матери (Римская икона Пресвятой Богородицы) — почитаемая в Православной церкви икона Богородицы. Празднование совершается 12 марта (Лиддская на столпе) и 26 июня (по юлианскому календарю). Икона относится к иконописному типу Одигитрия.

Икона имеет легендарное происхождение. Согласно предания, первообраз иконы является нерукотворым и появился в городе Лидда, где апостолами Петром и Иоанном была основана христианская община. Основание общины было благословлено Девой Марией, и однажды верующие в храме во время молитвы увидели на столбе изображение Богородицы с Младенцем на левой руке. В период правления императора Юлиана Отсупника образ пытались уничтожить, но, согласно церковного предания, каменотёсы не смогли повредить его. После этого Лидда стала местом христианского паломничества.

Список с Лиддской иконы был заказан константинопольским патриархом Германом, который в период иконоборчества, по преданию, опустил образ в море, чтобы спасти его от уничтожения. Икона якобы по морю прибыла в Рим, где хранилась в соборе Святого Петра до восстановления в Византии иконопочитания. После этого, согласно предания, икона сама по морю вернулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. После этих событий икона получила своё второе название — Римская.

Легендарная история спасения иконы в период иконоборчества основана на историческом факте отправки патриархом Германом в Рим папе Григорию II ряда константинопольских святынь, которые в настоящее время хранятся в личной папской капелле Сан-Лоренцо рядом с базиликой Сан-Джованни ин Латерано.

Млекопитательница (греч. — Галактотрафуса) — в иконографии — Богородица, изображённая кормящей грудью Младенца Иисуса. Распространён в иконописи Южной Европы — Италии, Греции, на Балканах. На Руси встречается редко. Празднование иконе в Православной церкви совершается 12 января (по юлианскому календарю).

Чудотворная икона Богородицы «Млекопитательница» хранится в Хилендарском монастыре на Афоне, первоначально находилась в лавре Саввы Освященного. В 1860 году её список был привезён в Курскую губернию. Несмотря на это икона продолжает оставаться весьма редкой. По сложившейся традиции перед этой иконой особенно усердно молятся матери о благополучном грудном вскармливании и здоровье младенцев.

Почитаемый в Италии образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Неопалимая Купина

Неопали́мая купина́ — в Пятикнижии горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх.3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю.

Скорее всего, реальным прообразом Неопалимой Купины послужило растение ясенец белый, встречающееся на Синайском полуострове, выделяющее летучее эфирное масло, которое легко воспламеняется на солнце.

В христианстве Неопалимая Купина — один из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь. Эта купина знаменовала собою непорочное зачатие Богоматерию Христа от Духа Святого.

В православном монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове почитается куст, по преданию считающийся Неопалимой Купиной.

В монастыре в IV веке была построена часовня Неопалимой Купины. О ней и о Купине упоминает в своём рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века, паломница Сильвия

Престол часовни расположен не как обычно над мощами святых, а над корнями Купины.[2] Для этой цели куст был пересажен в нескольких метрах от часовни, где продолжает расти дальше. В часовне нет иконостаса, скрывающего алтарь от верующих, и паломники могут видеть под престолом место, где росла Купина. Оно обозначено отверстием в мраморной плите, закрытым серебряным щитом с чеканными изображениями горящего куста, Преображения, Распятия, евангелистов, святой Екатерины и самого Синайского монастыря.

В православии наименование чудотворной иконы Богоматери, символически раскрывающей сразу несколько аспектов ее почитания и составленной на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа.

В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.

Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий, известные из Толковой Палеи, книги Еноха и других апокрифических сочинений.

В целом эта тема нашла свое отражение во многих богослужебных текстах, откуда, очевидно, и была заимствована (ср. напр. «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» — Акафист Богоматери, кондак IX и др.). Предание, повествующее о чудесах, совершенных иконой, не сохранило истории ее обретения; в русской иконописи она известна с середины XVI века.

Празднование иконе совершается 4 сентября (по юлианскому календарю).

Нерушимая стена — особый эпитет, присваивавшийся, как правило, изображениям Богоматери Оранты; заимствован из Акафиста Богоматери («Радуйся, царствия нерушимая стено» — икос XII).

В Софийском соборе Киева под сводом горнего места есть мозаичное изображение Богородицы, получившее наименование «Нерушимая стена». Богоматерь изображена в полный рост с воздетыми руками стоящей на золотом четырёхугольном камне. По дуге полусвода чёрной мозаикой выложена на греческом надпись: «Бог посреди ея и не подвижется: поможет ей Бог утро заутра» (Пс.45:6). Своё название икона получила вероятно из-за того что в продолжении более 800 лет он не подвергался разрушению.

В честь иконы в 2001 году был основан женский монастырь в городе Апшеронске.

Образ почитается чудотворным, празднование в Православной церкви совершается 31 мая (по юлианскому календарю).

Неупиваемая Чаша

Ико́на Бо́жией Ма́тери «Неупива́емая Ча́ша» — чудотворная икона Богородицы, явленная во Владычнем монастыре в городе Серпухове в 1878 г.

Иконографически восходит к типу Богородицы-Оранты. Мария изображена в молитвенной позе с воздетыми руками, Младенец Христос - стоящим в чаше и благославляющий обеими руками.

Образ известен тем, что, по мнению верующих, молящиеся перед ним могут получить исцеление от болезней, в том числе от алкоголизма и наркомании.

Первоначальный явленный образ был утерян в начале XX века. Существующие ныне два чудотворных списка находятся в Серпухове в Высоцком и Владычнем монастырях.

Празднование иконе совершается 5 мая по Юлианскому календарю.

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства и вследствие этого утратившему способность ходить, во сне явился старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Крестьянин не сразу отправился в монастырь, но после третьего являения старца на четвереньках отправился в путь.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. После долгих поисков в проходе из соборного храма в ризницу был найден образ на обороте которого обнаружили надпись: «Неупиваемая Чаша». В явившемся крестьянину схимнике он узнал старца Варлаама — строителя этого монастыря. После совершения молебна бывший пьяница получил не только исцеление больных ног, но и утратил пристрастие к алкоголю.

Образ прославился многими исцелениями. Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. Почитание иконы носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминания о ней в дореволюционной церковной литературе (кроме нескольких местных статей).

После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы. В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание иконы «Неупиваемая чаша» возобновилось в 1980-е годы.

Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) (с 7 октября 2002 епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь. В 1992 году российский иконописец Александр Соколов написал ныне известную во всем православном мире икону. Образ украсили серебрянной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычном женском монастыре, в месте явления первообраза в 19 веке, был освящен вновь созданный список Чудотворной иконы.

Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.

Икона Божией Матери «Никопея»


Икона Божией Матери Никопея — почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке. На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа.

Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.

При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемы в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставляся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам. В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.


Другие публикации по этой теме




 Приколы: интересно ... :)

 
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "all-pages.com" обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях, а также материалах взятых с других источников на которые ссылается "all-pages.com".
Разработка справочной системы SiteMan.ru
© 2008-2009 г. все права защищены All-Pages.com

О проекте
Контакты
Карта сайта
 
1 484 838 533,37907791137695312500