Справочник - справочная сеть
вернуться на гравнуюкарта сайтасправочник PDA версия
Для того, чтобы выбрать другой город - нажмите здесь
 Поиск по сети:
 
              по сети

Справочник предприятий 

 Недвижимость
и цены
 Валюта  27.02.2017 | USD ЦБ = 3046 | EUR ЦБ = 4407
 отдам получу

Кафе    Рестораны    Бары и пабы    Бильярд    Пицца    Боулинг    Клубы    Минск - история    Автозапчасти    Обучение    Билеты на поезд    Модная одежда    Строительные работы и услуги    Выставки    ЖД билеты - online   




Площади и фонтаны

смотри:
распечатать

Площадь Свободы

Показать друзьям...
Площадь Свободы
 Фото: nattaha.hiblogger.net
Площадь Свободы – это важнейшее место, связывающее истории Беларуси и Минска уже на протяжении 400 лет, изначально возникшее как административный, культурный и торговый центр города. До 60-х годов XIX века носила название Верхний рынок, потом – вплоть до 1917г. - Соборная площадь. Размещена площадь Свободы в самом центре города, между улицами Энгельса, Интернациональной, Немигой, на возвышенности около реки Свислочь.

Ко времени получения Минском Магдебургского права ( 1499 год ) радиальное расширение города оказалось неприемлемым как с военной, так и с топографической точки зрения
( расширение в сторону Троицкой горы могло серьезно ударить по обороноспособности города ). Наиболее перспективным направлением для расширения города тут стало как раз направление в сторону территории нынешней площади Свободы ( юго-восточное направление), расположенной на возвышенности и имеющей доминирующее положение над остальными территориями. Здесь и решили сформировать новый центр города.

К сожалению, в 1547 году крупный пожар уничтожил почти всю застройку города."…замок наш Менский и место Менское, зо всими маетностьями их, подданных наших, погорело". Это печальное событие положило начало крупным реформам в облике центра города – в Минск приехали великокняжеские ревизоры с целью "перенесения на иншое местце рынку и некоторых улиц и парадного будованья домов".Новый рынок разместили на месте нынешней площади Свободы, где возобновили работы по благоустройству в 1589 году. Реформа была настолько радикальной, что сооружения мешавшие перестройке просто сносились "…которые бы были на перешкоде будованью места, зносили…". К проектированию и строительству приступили не с позиций точечной планировки, а как к полноценному архитектурному замыслу. В центре разместили огромную на то время площадь размерами 22 на 140 м, распланированной по канонам Ренессанса, куда сходились все главные городские улицы. В планировку города была мастерски включена предыдущая инфраструктура и особенности местного ландшафта.

Работа шла быстро. Московский дьяк Трифон Коробейников проезжавший в Минске в 1593 году сравнивал его с русским городом Вязьмой, посад в котором насчитывал около 500 дворов уже в XVI веке.

XVI – начало XVII веков начало формирования архитектурного ансамбля площади, получившей впоследствии название Высокого рынка. В XVII её называли Рынок, Новый рынок, в XIX веке – Высокая площадь, Верхний рынок. В центре площади располагается гостиный двор и ратуша, по периметру своё место заняли различные культовые сооружения, монастыри, дворцы городской знати и богатых людей города. Тут же в первой половине XVII века находился “королевский двор”.

В первой половине XVII века белорусская монументальная архитектура носила преимущественно оборонный характер, особенно это касалось сооружений находящихся в каких-либо ключевых точках – именно такой характер приобрели первые минские монументальные сооружения - Петропавловская церковь, доминиканский и Святодуховские монастыри, которые строили еще тогда, когда город не имел укреплений. В 1633 году вместе с получением некоторых льгот на минчан была возложена обязанность "город для защиты от врагов и свавольных людей валом обсыпать или хорошим парканом огородить и брамы построить". А в 1654 уже последовал указ о ремонте укреплений. Вал с бастионами располагался от болота за Татарским концом, с запада он граничил с территориями современных улиц Освобождения, Островского, Витебской, Немиги, затем шел по трассировкам улиц Романовская Слобода, Городской вал, Урицкого, проспекту Победителей (бывшему Скорины), пересекал улицу Я. Купалы, спускался к реке, а за ней огибал Троицкое предместье.
Сохранилось описание оборонных сооружений города сделанное известным польским писателем XVII века Ш. Старовольским: "Минск имеет хорошо укрепленный замок, окруженный водой, а также и другое, очень значительное укрепление, сооруженное ниже. На Руси (а также Беларуси) уже вошло в обычай, что каждый важнейший город бывает окружен двойной линией укреплений, как правило, замками низшим и высшим".
Во второй полоивине XVII века Минск пришлось ощутить немало всяческих разрушений, пожаров и прочих бедствий. Особенно тяжелым бедствием стала война между Россией и Речью Посполитой ( 1654 - 1667 гг.). Бернгард Теннер, бывший в Минске проездом в 1678 году, отмечал серьезные разрушения нанесенные этой войной. В 1694 году на долю Минска выпал сильный пожар, после которого в Минске осталось мало деревянных строений. Но уже в 1697 году стольник русского царя Петра Первого пишет : "Город Минск - маетность короля Польского, имеет около себя вал земляной, в нем живет староста пан Завиша… Дом его в Минске в замке, строение деревянное, великое, низкое и брусяное. В Минске же есть дом великий с каменным строением пана Глебовича… строения каменного в Минске немало…".

В начале XVIII архитектурный вид Нового рынка претерпел изменения. Вместо находившегося на юго-западной стороне дома Егора Гегера, была начато сооружение монументального строения, коллегиума иезуитов.

В "Плане губернского города Минска", относящемуся к 1793 году, в центре площади мы обнаруживаем здание городской ратуши. На северо-западной стороне от ратуши находится гостиный двор, на северо-восточной стороне мы можем наблюдать комплекс доминиканского монастыря.
Немного севернее расположен комплекс базилианских монастырей и церковь св. Духа, за ними расположены бернардинские монастыри (мужской и женский), имеющие в своих ансамблях небольшие костёлы, обращенные к площади боковыми фасадами. Коллегиум иезуитов, находящийся на юго-западе, состоит из двухбашенного костёла с красивейшим фасадом и прилегающих к нему монастырских зданий. Немного дальше возвышается башня коллегиума с часами. Северо и юго-запад площади занимают различные дома, лавки, аптеки, корчмы. Кроме каменных и деревянных строений мы можем найти на площади также и здания сооруженные по технике “прусского мусора”, когда конструкция стены представляет собой деревянный каркас заполненный кирпичами. Крыши большинства зданий крыты черепицей, впоследствии найденной при раскопках.

На площадь выходили основные городские улицы: в северо-западной части площадь соединялась со Старым рынком, улицами Школьной и Козьмодемьяновской (теперь не существующей), на юго-западе проходили улица Койдановская (ныне революционная) и Сборовая (позже Преображенская, ныне Интернациональная). С юго-востока к площади выходили улица Францисканская (позднее Губернаторская, ныне Ленина) и Доминиканская (позже Петропавловская, ныне Энгельса). На северо-востоке монастыри были разделены улицами Волоцкой, или Волоки Полоцкие (позже Крещенской, ныне Интернациональной), Бернардинский (позже Маломонастырской, ныне Бакунина).
Мало сохранилось сведений о том, когда центр Минска был вымощен, дошли только упоминания о мостовой в начале XIX века. Так, декабрист Н. Муравьев в 1821 году писал, что площадь "самое высокое место в городе и вымощено большими каменьями".

В XVII -XVIII веках Верхний рынок занимает доминирующее положение, как административный, культурный и торговый центр города. Тут не только проходили шумные ярмарки, на которых жители могли купить что-нибудь этакое, или заключить контракты, также тут проходили выступления артистов, скоморохов, проходили спектакли батлейки ( белорусский народный театр кукол ). В зданиях площади проходили различные праздники, шествия, религиозные мистерии, представления.
Самые большие были праздники устраиваемые ремесленными и торговыми цехами около здания ратуши. Цеховики одевали яркие жупаны и куртки, брали штандарты и знамёна своего цеха, бубны, оружие, музыкальные инструменты и устраивали шествия. К сожалению, к началу XIX века эти традицияиутихли.

В конце XVIII века (1793 год), земли центральной Беларуси входят в состав российской империи и Минск вскоре становится губернским городом (1796 год).

В 1797 г. разрабатывается план застройки Минска, в соответствии с которым месте Высокого рынке возводится ряд новых жилых домов и торговых зданий.

В соответствии с планом, утвержденным в 1817 году, предполагается расширение городской территории и формирование новых районов. Высокому рынку в этом плане по-прежнему отводится роль центра города.

Минск и раньше терпел пожары, например пожары 1809, 1813, 1822 годов, но самым мощным и разрушительным был пожар 30 мая 1835 года во время контрактовой ярмарки. Пожар первым охватил женский бернардинский монастырь, из-за бездействия пожарников он охватил весь центр города. Огонь хозяйничал около 8 часов. В городе пострадало множество домов, большинство культовых сооружений, театр, гимназии.

В дальнейшем деревянные постройки в районе Высокого рынка не появлялись. Это связано с тем, что после пожаров восстанавливались только лишь каменные сооружения. А уцелевшие деревянные сооружения постепенно заменялись на каменные. Так например в 1797 году, после очередного пожара, магистрат постановил не возвращать земельные участки тем погорельцам, которые были не в состоянии построить на них заново, но уже каменные строения, и отдавать такие участки состоятельным гражданам, у которых на это были средства.

Во время проведения реакционной политики царя Николая, спровоцированной выступлением декабристов и национально-освободительным восстанием в Польше, белорусские памятники культуры серьезно пострадали. Многие самобытные архитектурные изюминки перестраивались, а того и хуже вовсе сносились.

В 1850 году один из наиболее интересных памятников белорусского ренессанса, церковь св.Духа, был перестроен в эклектическом стиле. Коллегиум иезуитов также претерпел изменения – в 1853 году башню с часами превратили в пожарную каланчу. Также в 50-х годах снесли ратушу. Многие другие сооружения Верхнего рынка также не избежали перестройки.

В 60-х года XIX столетия Высокий рынок меняет название на Соборную площадь. Впервые это название появляется в документах с 1866 года. Но еще на протяжении следующих 14 лет старое название не утратило своего хождения.

Постепенно Минск благоустраивается. В центральной части города появляется водопровод (1874 г. ) и устанавливается электрическое освещение. Строится первая линия конки от Соборной площади (Верхний рынок) до Брестского вокзала (май 1892).

В начале ХХ века начались совершаться попытки возвратить старый облик центра города. Ну углу Губернаторской (теперешняя Ленина) и Соборной площади строят гостиницу “Европа”, перестраивается бывший гостиный двор, реставрируется башня коллегиума иезуитов.

В XIX - начале ХХ веков Соборная площадь утрачивает свой былой статус центра минской торговли. Торговля смещается на Новоместскую площадь (ныне Центральный сквер ), хотя все же кое-какая торговая деятельность там сохраняется. Но все равно Соборная площадь полностью уступает свои торговые функции и превращается в административно-культурный центр города, а также излюбленное место отдыха горожан. Здесь проходят военные парады, шествия, панихиды.

Когда российский император Александр II женился на принцессе Марии Гессен-Дармштадтской , это событие отмечали во всех губернских городах. Вот что по этому поводу написала газета “Минские губернские ведомости”.

"4 мая, в день воскресный, на Соборной площади Минска ожидало зрелище величественное. Между ратушею и Губернаторским домом, во всю длину площади, установлены были огромные столы, обремененные яствами, напитками и сластями. Тут виделся целый зверинец лишенных живота животных: огромный бык, тучные бараны, тельцы упитанные... Целые сотни домашних птиц уселись между курганами булок, пирогов и пудовых калачей. Все это защищалось оградою, составленною из ушатов, наполненных хлебным вином, и из многих сотен бутылок с вином виноградным разных сортов...

Когда чиновники и дамы, обходя столы, поравнялись с ратушею, городской голова встретил собрание и поднес заздравные бокалы. Начальник губернии поздравил свой город с Высоконовобрачными, шампанское полилось, музыка на ратуше загремела, и русское "ура!" потрясло воздух..."

На Соборной площади до 1864 года находились все театральные здания Минска. Здесь давали представления известные театральные труппы Я. Хелмиковского, М. Кажинского, В. дроздовского, А.-Ш. Жуковского и др. Также с Соборной площадью связывают такие известные имена как: писателя В. Дунин-Марцинкевич, композитора С. Монюшко, трагика В. Каратыгин, художника В. Ванькович.

Также на площади находилось первое минское здание цирка ( деревянное), еще его называли цирк Никитина.

Не обошли Соборную площадь и события русской революции. После объявления 18 октября 1905 года царского манифеста “дарующего свободы” у здания вокзала собрался митинг, на нём участники приняли решение идти к губернатору с требованием освобождения политзаключенных. Делегаты в количестве 12 человек отправились на Соборную площадь. Губернатор Карлов был вынужден уступить их требованиям. Одновременно с этим он приказал расстрелять митинг на Привокзальной площади. Этот день вошёл в историю под названием Курловский расстрел. Революционная организация эсеров вынесла смертный приговор Курлову, совершить которые они попытались 27 января 1906 года на Соборной площади, около Петропавловского собора. Террористом пытавшимся осуществить покушение был Иван Петрович Пулихов, которому в 1928 году был установлен памятник на Сторожевском кладбище.

Белорусский этнограф и писатель П. Шпилевский так писал о центре Минска: “...распложен небольшой круглый бульвар, окаймленный в два ряда вековыми пирамидальными тополями, образующими из себя довольно тенистую аллею, в середине бульвара разведен маленький парк или, правильнее, цветник. Бульвар посещается минчанами больше летом, когда возле ратуши играет городская музыка: в это время по вечерам обе аллеи, круглая и поперечная, наполняются лучшим обществом горожан и горожанок, разодетых не хуже петербургских красавиц".

По праздникам сквер служит местом сбора и отдыха простого народа. Но к концу XIX столетия сквер стал приобретать плохую славу. В первую очередь потому, что сквер стал местом слёта “бабочек-многоцветниц” из урочища Тучинка, расположенном неподалёку и славившимся своими “красными фонарями”. Также сквер изобиловал мелкими торговцами, ремесленниками и заводскими рабочими. Тут сновали всяческие мороженщики и лотошники, предлагающие всякую копеечную снедь. Действительно, место для господ малопригодное.

Под сквером раньше проходили различные подземные ходы, которые связывали религиозные сооружения располагавшиеся в Верхнем городе. Существует даже примерная карта их расположения, но не всех, некоторые всё ещё ждут часа своей разгадки.

В 1803 году тут организовали городской оркестр. Обычно городские оркестры играли в публичных садах, на праздники – на открытой галерее между колоннадой зданием ратуши (с 20-х годов XIX столетия содержателями и капельмейстерами оркестра были братья Доминик и Викентий Стефановичи – знаменитые в то время музыканты).

В сквере, до революции, находился памятник царю Александру II. На постаменте памятника на чёрном граните были выбиты слова: "Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год". Открытие этого памятника в январе 1901 года собрало целые толпы минчан. Перед ними предстал бронзовый бюст Александра II, помещенный на четырёхгранной призме. У основания памятника находились мраморные столбики, соединенные цепью. Ночью памятник освещался двумя электрическими фонарями.

Памятник постигла такая же несчастливая судьба, как и царя, (в марте 1881 Александр II был убит народовольцами). Революция же смела практически все упоминания о Романовых. Бюст соответственно исчез из сквера.

Весть о февральской буржуазно-демократической революции Минск встретил большой манифестацией трудящихся и солдат минского гарнизона на Соборной площади.

На месте памятника Александру II в 1917 году возник памятник солдату-революционеру
( по проекту скульптора О. Краснопольского) - один из первых памятников в нашей стране, посвященных революционному переустройству мира. Памятник замышлялся как олицетворение человека новой эпохи, символом которой скульптор выбрал бойца в солдатской шинели с винтовкой в руках, выполненного в жестко геометризированных формах. К сожалению, история не сохранила для нас изображение этого памятника (множество памятников в то время изготавливалось из гипса, как известно недолговечного материала) – в 1918 году во время германской оккупации он был разрушен.

Через 3 года, 1 мая 1921 года, на месте памятника появляется обелиск имени Минского Совета. Монумент просуществовал недолго и вскоре был разобран.
В 1922 году здесь установили новый памятник – революционеру Гирши Лекерту. Он был установлен в память 20-летия со дня казни революционера. По существу это был и не памятник, а всего лишь мемориальная доска привинченная к старому пьедесталу, на котором некогда возвышался бюст императора Александра II. Через некоторое время на пьедестале появился и бюст Лекерта (работы скульптора А. Бразера).

Имя Гирши Лекерта теперь мало кому известно, но в то время сложно было найти человека во всей Беларуси, который не знал бы его имени. В каждом районе страны можно было встретить различные объекты названные в честь этого виленского обувщика. Его имя даже некогда носила одна из улиц на Нижней Ляховке.

В Витебске можно было встретить газету носившую его имя – «Лекертовец». О Гирши писали стихи, ставили спектакли. А в 1927 году в его честь даже сняли кинофильм под названием «Его превосходительство» (постановка режиссера Григория Рошаля). О Лекерте даже спорили в высших революционных кругах – Ленин, Плеханов, Засулич. Лекерт стал неким символом борьбы за светлое будущее.

А прославился Гирша Лекерт следующим поступком - 5 мая 1905 года он совершил покушение на виленского губернатора фон Валя. Гирша, неграмотный портной, состоявший в местной организации Бунда, ранил губернатора выстрелом из пистолета. Покушение на губернатора было совершено в отместку за распоряжение фон Валя высечь за участие в первомайской демонстрации 20 молодых членов Бунда, за что ЦК партии Бунда и решил совершить нападение.
Схваченный Лекерт, согласно приговору суда, был приговорён к повешению.

Вот что писала об этом российская ежедневная газета "Новости дня":
ТЕЛЕГРАММЫ "НОВОСТЕЙ ДНЯ"
"ВИЛЬНА. Вчера в 12-м часу, при выходе губернатора фон-Валя из цирка, к нему сзади подошел близко человек, и выстрелили из револьвера в упор, попав в левую руку. Когда губернатор повернулся, преступник произвел второй выстрел в правую ногу, Губернатор пошатнулся, чины полиции и публика повалили стрелявшего на землю. Он произвел третий выстрел в воздух, был арестован и обезоружен. При дознании, оказался мещанином ковенской губ. Гиршем Лекертом".

Источник: http://starosti.ru/article.php?id=12534


В 1937 имя Гирши Лекерта показалось властям опасным, памятник был снесён, все упоминания о Лекерте были вычеркнуты, одним словом все было сделано для того чтобы его имя никогда не всплыло в народной памяти. Почему это было сделано? Ведь отношение властей к поступку Лекерта отнюдь не изменилось, как и не изменилось их отношение к такому же поступку Ивана Пулихова, стрелявшего в минского губернатора Курлова. Хоть поступки Пулихова и Лекерта похожи, но вот их имена разнятся чересчур заметно.

Памятник Лекерту не задержался надолго, в 1939 году его сменил фонтан в центре которого находилась статуя атлета символично стреляющего в воздух.

После войны фонтан пережил реконструкцию, добавившую в его ансамбль фигурные вазы.

Сейчас фонтана нету, на его месте красуется стеклянная пирамида, выполняющая также функцию фонаря для подземного зала ратуши.

Даже при советской власти площадь сохраняла свое центральное значение в качестве исторического и административно-культурного центра города. 20 июня 1919 года здесь проходил митинг учащихся трудовых школ города на котором выступал Калинин. С 1927 года площадь приобрела своё теперешнее название – площадь Свободы (пляц Воли). В зданиях на площади и соседних улицах размещались государственные органы молодой Белорусской республики, которые оставались тут вплоть до сооружения дома правительства республики в 1934 году.
Площадь же стала использоваться для армейских парадов и демонстраций рабочих.

Во время войны площадь сильно пострадала, было уничтожено множество зданий, а те которые уцелели получили сильные повреждения.

После войны, в 50-х годах, часть уцелевших зданий была разобрана при перепланировке Минска.
Площадь утратила своё значения центра города, который располагался теперь на промежутке проспекта Скорины соединявшего площадь Независимости – Октябрьскую – Якуба Коласа.


На месте домов на юго-восточной стороны площади сейчас стоит Белорусская государственная консерватория, построенная в 1958 (проект архитектора Р. Гегарта), и здание исполкома. В 1968 подвергся перестройке бывший дом губернатора (сейчас на его месте находится музыкальная школа). В 1969 году недалеко от площади сооружается здание Белпромпроекта. Там же находятся различные административные здания (на месте бывшего духовного училища ).

В 2002 году на площади начали восстановление ратуши.




Другие публикации по этой теме




 Приколы: интересно ... :)

 
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "all-pages.com" обязательна.
Редакция не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной в рекламных объявлениях, а также материалах взятых с других источников на которые ссылается "all-pages.com".
Разработка справочной системы SiteMan.ru
© 2008-2009 г. все права защищены All-Pages.com

О проекте
Контакты
Карта сайта
 
1 488 160 769,63941788673400878906